Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Историческое повествование в Древней Руси

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
 
Show as single page

ХРОНИКА ВТОРЫХ ЛИХАЧЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

28 ноября 2003 г. Д. С. Лихачеву исполнилось бы 97 лет. К этому дню была приурочена Международная конференция «Историческое повествование в Древней Руси», которая проходила 24-28 ноября в рамках Вторых Лихачевских чтений.[1] Организована конференция была Отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН (председатель оргкомитета – доктор филологических  наук. А. Г. Бобров, координатор – кандидат филологических наук М. А. Федотова) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева. В конференции приняли участие ученые из десяти стран. Кроме исследователей из разных городов России (Москвы, Пскова, Новосибирска, Волгограда, Орла, Ферапонтова), в С.-Петербург приехали коллеги из Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, США, Украины, Чехии и Японии.

Открывая конференцию заведующий Отделом древнерусской литературы О. В. Творогов сказал, что выбор тематики Вторых Лихачевских чтений не был случайным: историческое повествование всегда было в центре внимания Д. С. Лихачева. Выступавший напомнил о монографии ученого, посвященной русскому летописанию, о его издании «Повести временных лет», о его вкладе в изучение русской хронографии и исторических повестей. Круг научных интересов Д. С. Лихачева был чрезвычайно широк, и отрадно, что стимулированные им направления продолжают успешно развиваться: завершена работа над фундаментальным «Словарем книжников и книжности Древней Руси», выходят очередные тома «Библиотеки литературы Древней Руси», создается картотека рукописей, содержащих агиографические тексты. А ведущиеся споры о принципах изучения и издания памятников исторического повествования, о датировке и интерпретации отдельных текстов свидетельствуют о том, что отечественная медиевистика живет и развивается в многообразии суждений, в том неразрывном единстве историко-литературных концепций и частных источниковедческих и текстологических наблюдений, которое было присуще всем работам Д. С. Лихачева.

От имени одного из спонсоров конференции, Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева, участников вторых Лихачевских чтений поприветствовал председатель его санкт-петербургского отделения А. В. Кобак, который коротко охарактеризовал работу фонда и пожелал участникам конференции успешной работы.

Первым на пленарном заседании (председатели – заведующий Отделом древнерусской литературы ИРЛИ РАН доктор филологических наук О. В. Творогов и директор Института филологии СО РАН чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановская) был доклад ведущего научного сотрудника ИРЛИ РАН доктора филолологических наук  Г. М. Прохорова «Русская летопись как жанр». Отметив, что летопись повествует «о течении на Руси земного времени» и что духовными координатами летописца являются «Вечность и Прошлое в их связи с наличествующим настоящим», докладчик выделил некоторые характеристики летописания как жанра. Во-первых, «коллективнось и безымянность авторов-летописателей» как главную жанровую особенность. Во-вторых, протяженность процесса летописания (в отличие от «точечного» процесса создания жития, повести или рассказа). Кроме того, Г. М. Прохоров обратил внимание слушателей на внутрижанровое подразделение на общерусские и местные летописи. Основная часть доклада была посвящена характеристике процесса общерусского летописания, которое велось с XI (или X) по XVII (или XVIII) в. с некоторыми перерывами. Первый перерыв, с точки зрения докладчика, наступил после 1115 г. и закончился в 1185 г., второй – связан с татаро-монгольским нашествием и относится к 1237-1251 гг. Докладчик отметил важную трансформацию центрального русского летописания на рубеже XV и XVI вв. – «оно было сделано продолжением всемирной истории, начиная с библейской, оканчивая византийской». Чуть позднее историческое повествование приобрело «вертикальное» измерение. Примером этого может служить «Степенная книга», позаимствовавшая принцип ступенческого восхождения у «Лествицы» Иоанна Синайского. Во второй половине XVI в. историческое повествование становится авторским, а последний расцвет летописания, как указал Г. М. Прохоров, приходится на вторую половину XVII в.

Доклад доктора филологических наук проф. Н. С. Демковой (СПбГУ) – «Поучение Владимира Мономаха: многофункциональность “фабулы” жизни князя» - был посвящен анализу текста выдающегося памятника киевской литературы начала XII в., который интерпретируется в научной традиции как произведение, в основном, общественного звучания. Н. С. Демкова стремилась выявить в тексте иной – личный – компонент, обратив внимание на фигуры непосредственных адресатов Поучения, младших сыновей Владимира Мономаха. Беседа умудренного жизненным опытом отца с молодыми княжичами, вступающими в самостоятельную жизнь, определила хронологические рамки воспоминаний Мономаха о его молодых годах и отбор фактов, выстраивающих в совокупности «фабулу» жизни князя как образ правителя, гармонически сочетавшего воинскую доблесть и христианские добродетели, личную ответственность за свои поступки и осознание красоты и радости бытия. Параллели с Гимнами Солнцу  Франциска Ассизского (XIII в.), отмечаемые исследователем, позволяют рассматривать Поучение как памятник христианской гуманистической мысли. Оригинальным является подход Н. С. Демковой к проблеме происхождения комплекса сочинений Владимира Мономаха в Лаврентьевской летописи: она рассматривает его как случайно сохранившуюся часть личного архива Мономаха, дошедшую до составителей летописи в виде свитков, возможно, из переяславских источников (князем Переяславля долгие годы был сын Владимира Мономаха Андрей Добрый).

Предметом доклада доктора исторических наук Н. В. Синицыной (Институт российской истории РАН, Москва) «“Сказание о князьях владимирских” (в соединении с “Летописцем вскоре” патриарха Никифора)» был новый вариант Медоварцевской редакции Сказания. Материалом послужили известный ранее список БАН, Арханг. собр., Р. 193 и новонайденный список ГИМ, Синод. собр., № 939, в которых вслед за «Летописцем вскоре» идет Медоварцевская редакция « Сказания о князьях владимирских». Эти списки, с точки зрения исследователя, отражают разные этапы составительской работы. Работы, которая велась в монастыре Николы Старого и была прервана судом 1531 г., не позволившим завершить этот труд.



 

[1] Первые Лихачевские чтения проходили в годовщину смерти Д. С. Лихачева 29 сентября – 3 октября 2000 г. См.: Семячко С. А. Первые Лихачевские чтения (Международная конференция «Христианство и древнерусская литература») // Русская литература. 2001. № 2. С. 222-229.

 

 


1 | Стр. 1 из 7 | 2