Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Четвертые Лихачевские чтения

Международная конференция
«Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии»
28 ноября – 2 декабря 2011 г.
Санкт-Петербург
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Начало заседаний – 11.00
Регламент докладов – 20 мин.
 
28 ноября
11.00 – Лития на могиле Д. С. Лихачева (Комарово). Отъезд от Князь-Владимирского.
15.00 – Посещение выставки «Святая Русь» (Русский музей).
17.00 – Памяти Д. С. Лихачева. Представление книги «Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы» (Русский музей).
17.30 – Просмотр фильма В. Б. Виноградова «Д. С. Лихачев. Я вспоминаю…» (Русский музей).
 
29 ноября
1. Архим. Макарий (Веретенников) (Россия, Троице-Сергиева лавра, МДА). Русско-византийские отношения в XI в.: Деятельность митрополита Георгия.
2. М. А. Федотова (Россия, Санкт-Петербург). Житие Григория Армянского в древнерусской книжности.
3. А. В. Лаушкин (Россия, Москва). К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время.
4. В. Ю. Франчук (Украина, Киев). Создатели житийной версии Рассказа о князе-схимнике Игоре Ольговиче.
5. А. Г. Мельник (Россия, Ростов Великий). Культ святых в общественной жизни Руси середины – второй половины XV в.
Перерыв на кофе
6. Е. В. Белякова (Россия, Москва). Значение Азбучно-Иерусалимского патерика для русской монашеской традиции.
7. Е. Э. Шевченко (Россия, Санкт-Петербург). Краткое Житие Кирилла Белозерского в автографе книжника первой половины ХVI в. Исаака Собаки.
8. Т. П. Лённгрен (Норвегия; Тромсё). Источники Жития Феодора Студита в Соборнике Нила Сорского.
9. Е. В. Романенко (Россия, Москва). Традиция почитания прп. Нила Сорского.
10. А. И. Алексеев (Россия, Санкт-Петербург).  К вопросу о преемнике  прп. Иосифа Волоцкого (по данным его житий и посланий).
Перерыв на кофе
11. Н. В. Понырко (Россия, Санкт-Петербург). Традиция почитания памяти протопопа Аввакума.
12. А. В. Пигин (Россия, Петрозаводск). Житие Кирилла Челмогорского − памятник каргопольской агиографии XVII века.
13. О. В. Панченко (Россия, Санкт-Петербург). Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла).
14. О. Г. Волков (Россия, Соловки).  Иеромонах Антоний, ученик прп. Феофана Соловецкого, и традиция пустынножительства на Соловках в XIX в..
 
30 ноября
1. М. В. Антонова (Россия, Орел). Сюжетный топос в древнерусской агиографии.
2. Т. Р. Руди (Россия, Санкт-Петербург). Из истории агиографической топики («яко твердый адамант»).
3. И. Н. Лебедева (Россия, Санкт-Петербург). История Варлаама и Иоасафа: повесть или житие?
4. А. Майнарди (Италия, Бозе). Житие и автобиография в литературном наследии старца Паисия Величковского (1722-1794).
Перерыв на кофе
5. М. Б. Плюханова (Италия, Перуджа). О деятельности Итальянской ассоциации агиографических исследований.
6. М. Гардзанити (Италия, Флоренция). Священное Писание и искусство перевода у Максима Грека.
7. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский (Россия, Москва). Об амбивалентной функции одного древнего агиографического сюжета: Поношение останков как кара и как венец аскезы.
8. Н. С. Демкова (Россия, Санкт-Петербург). «Повесть от жития Петра и Февронии Муромских»: К проблеме пересечения смыслов.
9. И. В. Федорова (Россия, Санкт-Петербург). Агиографические сюжеты в описаниях русских паломников XII-XIX вв.
Перерыв на кофе
10. А. В. Сиренов (Россия, Санкт-Петербург). Русские княжеские жития середины XVII в.
11. Е. К. Ромодановская (Россия, Новосибирск). К вопросу о документальности в агиографии XVII в.
12. И. А. Лобакова (Россия, Санкт-Петербург). Мотив аскетического подвига в Житии Галактиона Вологодского.
13. А. А. Романова (Россия, Санкт-Петербург).  Заметки о создании житий подвижников - основателей монастырей (на примере Жития Ионы Яшеозерского).
14. Т. Ф. Волкова (Россия, Сыктывкар). Памятники древнерусской и старообрядческой агиографии в списках печорского книжника И. С. Мяндина.
 
1 декабря
1. М. С. Желтов (Россия, Москва). Литургические данные в Житии прп. Феодора Сикеота.
2. А. Н. Кручинина (Россия, Санкт-Петербург). Тропари равноапостольным святым в древнерусском певческом искусстве.
3. С. М. Шумило (Украина, Чернигов). О музыкальном подтексте древнерусских агиографических памятников: К постановке проблемы.
4. Ф. В. Панченко (Россия, Санкт-Петербург). Московский аспект почитания новгородской иконы «Знамение» (по памятникам гимнографии).
5. Н. И. Милютенко (Россия, Санкт-Петербург). Служба святому князю Владимиру: Начальный этап формирования.
Перерыв на кофе
6. Н. В. Рамазанова (Россия, Санкт-Петербург). Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков.
7. Т. Б. Карбасова (Россия, Санкт-Петербург). О соотношении гимнографических и агиографических текстов (на примере Службы и Жития Кирилла Новоезерского).
8. С. А. Семячко (Россия, Санкт-Петербург). «Историческое» и каноническое в службе святому: Служба Паисию Галицкому как литургический памятник и исторический источник.
9. М. П. Рахманова (Россия, Москва). Сохранение церковно-певческого наследия в годы советской власти (по материалам московских регентских библиотек).
Перерыв на кофе
10. М. А. Шибаев (Россия, Санкт-Петербург). Кодикологические наблюдения над минеями Кирилло-Белозерского монастыря второй половины XV в.
11. Е. М. Юхименко (Россия, Москва). Традиции четьих миней в старообрядческой среде.
12. В. В. Калугин (Россия, Москва). Житие св. Августина в выговских четьих минеях.
13. Е. И. Дергачева-Скоп (Россия, Новосибирск). Житийная литература в древнерусских сборниках XV-XVI вв. из сибирских хранилищ (частные собрания).
 
2 декабря
1. Е. Л. Конявская (Россия, Москва). История сложения проложной статьи на 1 августа.
2. Л. В. Прокопенко (Россия, Москва). Источник одной статьи Пролога («Слово о кузнеце» 6 октября).
3. А. Г. Бобров (Россия, Санкт-Петербург). Русская агиография Стишного пролога Папского Восточного института в Риме.
4. Е. А. Рыжова (Россия, Сыктывкар). Сказания о явленных святых и чудотворных иконах Русского Севера: к проблеме жанровой интеракции.
5. В. И. Охотникова (Россия, Псков). Типология развития сказаний о псковских чудотворных иконах.
Перерыв на кофе
6. Э. А. Гордиенко (Россия, Санкт-Петербург). Избранные святые в изобразительном искусстве Новгорода XI - начала XIII в.
7. И. А. Шалина (Россия, Санкт-Петербург). Псковская житийная икона преподобного Варлаама Хутынского и особенности лицевых агиографических циклов чудотворца в XVI столетии.
8. И. В. Сосновцева (Россия, Санкт-Петербург). Житийные иконы Никиты столпника Переяславского.
9. Н. В. Квливидзе (Россия, Москва). Житие Меркурия Смоленского на иконе:     К вопросу о литературных источниках русского искусства позднего средневековья.
Перерыв на кофе
10. Н. В. Пивоварова (Россия, Санкт-Петербург).  Блаженный Симон Юрьевецкий Чудотворец: Традиция почитания и иконография.
11. Т. А. Петренко (Россия, Санкт-Петербург).  Образы русских святых в меднолитой мелкой пластике XII-XIX вв.
12. Н. Э. Юферева (Россия, Санкт-Петербург).  К вопросу о поэтике времени в лицевых списках житий русских преподобных конца XVI - начала XVIII вв.
13. А. Накадзава (Япония, Тояма). Святость в русском и японском средневековом изобразительном искусстве: компаративное изучение.
Конференция проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 11-04-14084г) и Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.