Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Карташова Татьяна Петровна

«Особенности состава Минейных Стихирарей XII-XIV веков»
 
Стихирарь Минейный – одна из самых многочисленных певческих книг среди всех сохранившихся нотированных рукописей древнего периода. Исследователи древнерусского певческого искусства в основном обращались к изучению состава отдельных служб Стихираря, к особенностям их музыкального и графического оформления. Существует также несколько работ, рассматривающих Стихирарь как целостную певческую книгу[1]. Месяцеслов Стихирарей – вопрос мало изученный, до сих пор нет точных данных о количестве входящих в него памятей, об их соотношении с памятями других богослужебных и певческих книг. Предметом данного исследования стало изучение месяцеслова, состава песнопений в службах во всех сохранившихся Минейных Стихирарях древнего периода.
Всего было рассмотрено 11 Стихирарей XII-XIV веков[2]. Это отдельные кодексы, в которых заключены стихиры неподвижным праздникам с 1 сентября по 31 августа. Исключение - два Стихираря РГАДА (ф. 381 №145, №152). Они представляют собой две книги, дополняющие друг друга, которые ранее составляли одно целое. Рукописи имеют разную сохранность: встречаются перестановки и пропуски листов, лакуны внутри некоторых служб, в Стихираре РНБ Соф. 384 утрачено начало (три первых месяца), а рукопись РГБ ф. 218 № 740 обрывается на стихирах из службы Борису и Глебу (июль).
Было выделено три Стихираря XII-XIV вв., которые условно можно назвать образцовыми. Это рукописи 34.7.6 (БАН), ф. 218 № 740 (РГБ) и, несмотря на утрату трех первых месяцев года, Соф. 384 (РНБ). Все три книги имеют одинаковый формат, выдержанный принцип оформления, не содержат перестановок листов, поздних включений. Наличие подробной уставной информации в рукописи Q. п.I. 15 выделяет ее среди всех остальных списков.
Во всех полных Стихирарях после окончания песнопений на неподвижные праздники имеются добавления. Они включают как дописанные стихиры на отдельные праздники с сентября по август, так и различные подборки, не относящиеся к Стихирарю Месячному (например, стихиры Евангельские, стихиры в неделю Жен Мироносиц).
Исследование праздников, входящих в Стихирари, позволило выявить общее число памятей по всем спискам – 183. Отметим, что сводный перечень праздников, известных по месяцесловам Евангелий и Апостолов XI – начала XV вв. составляет 1040 памяти.[3]
Все Стихирари отличаются по количеству и составу представленных в них памятей и числу песнопений. Каждая рукопись индивидуальна. Тем не менее, во всех списках есть 80 обязательных праздников, составляющих «литургическое ядро месяцеслова»[4].
При сравнении рукописей между собой был обнаружен ряд памятей, которые находятся только в одном или в двух-трех списках. Например, только в Стихираре БАН 34.7.6 XII века встречаются праздники прп. Патапию (8.12), Даниилу Столпнику (11. 12), Апостолу от 70-ти Тимону и др. Служба свмц. Евфимии есть только в трех рукописях: 34.7.6, Син. 589, ф. 381 № 145. В Стихираре РГБ ф. 113 № 3 XIV века также находится ряд памятей, в том числе и русских, не обнаруженных в других книгах.
На протяжении первых веков состав памятей, содержащихся в Стихирарях, существенно не изменялся. Лишь в рукописи конца XIV века ф. 113 № 3 произошло увеличение состава памятей на 12 (всего 172 памяти), по сравнению, например, с очень полным Стихирарем XII века 34.7.6 (160 памятей). О. В. Лосева в своей работе указывает, что до конца XIV века пополнение древнерусских месяцесловов новопрославленными греческими святыми не происходило, и только с конца XIV века в древнерусских месяцесловах появляются византийские праздники, установленные в XI веке. Главное развитие месяцесловной части Стихирарей было связано с обогащением памятей праздниками русским святым (память Феодосия Печерского (3. 05), Перенесение мощей Бориса и Глеба (2. 05), на освящение храма св. Георгия (26. 11), Обретение мощей св. Леонтия (23. 05), князя Владимира (15. 07) и др.)[5].
В период XI – XIV вв. на Руси бытовал архаичный тип месяцеслова[6], на который и опиралось большинство древнерусских Стихирарей. Рукопись, написанная по месяцеслову нового образца – это Стихирарь конца XIV века ф. 113 № 3. В нем, наряду с многочисленными русскими праздниками, появляется память Трех Святителей (30.01). О. В. Лосева отмечает, что эта память включена в большинство календарей, ориентированных на Иерусалимский Устав. Насколько следует соотносить эту рукопись с упомянутым Уставом, покажет дальнейшее исследование.
Стихирарь – это моножанровая книга, в которой фиксируются стихиры.  Определить богослужебную приуроченность песнопений в древних Стихирарях не всегда возможно. Так, уставные ремарки в рукописях (стихиры на Г. В., стиховне и т. д.) являются не регулярными. Из всех изученных списков только в двух содержались подробные уставные указания – Q.п.I.15 и Син. 589.
В Минейных Стихирарях встречается различное количество песнопений. Самый полный Стихирарь – БАН 34.7.6. Всего в нем находится 696 песнопений, ненотировано из которых только 80. Наименьшее число входит в Стихирарь РНБ Соф. 384 – 375 стихир, причем ненотировано только 16 текстов.
Каждая из изученных рукописей содержит ряд стихир, обнаруженных в единичных списках. Так, появление новых стихир связано не только с новыми праздниками, но и с расширением состава службы в одной из рукописей. Например, в рукописях Q.п.I.15 и Син. 279 наряду с традиционными песнопениями на праздник Воздвижения появляется несколько ненотированных стихир, нигде более не встречающихся. Кроме того, целый ряд песнопений на иные праздники также не был обнаружен в других Стихирарях (например, стихиры службы свт. Николаю, Косьмы и Дамиану и др.), что выявляет сходство составов этих двух рукописей. Подобная связь прослеживается и между рукописями 34.7.6 и Син. 589, что, возможно, связано с наличием общего протографа. Продолжение изучения рукописей по обозначенным направлениям способствует определению близости и других списков.
Таким образом, исходя из особенностей месяцеслова, было выделено два типа Стихирарей: архаического и нового месяцеслова. Практически все памяти Минейного Стихираря были обнаружены среди древних праздников, зафиксированных в месяцесловах Евангелий и Апостолов. Устойчивость в содержании Стихирарей на протяжении нескольких веков связана, главным образом, с наличием нотированных песнопений, которые были привязаны к определенным календарным праздникам. Мы надеемся, что соотнесение полученных выводов с другими, сделанными на основе изучения мелизматических формул (фит) в Стихирарях, позволит выявить как общие, так и характерные черты для каждого списка.


[1] Наиболее полные работы по книге Стихирарь: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 2004; Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001; Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004.
[2] БАН: 34.7.6 XII в.; РНБ: Соф. 384 XII в. (1155-1163), Q.п.I.15 XII в.; ГИМ: Син. 572 п. п. XII в., Син. 589 п. п. XII в., Син. 279 к. XII в.; РГАДА: ф. 381 № 145 п. п. XII в., ф. 381 №152 п. п. XII в.; РГБ: ф. 218 № 740 п. п. XIII в., ф. 113 № 3 XIV в., ф. 256 № 420 к. XIV в.
[3] Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 34.
[4] Термин О. В. Лосевой. С. 34.
[5] См. об этом: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 2004.
[6] Термин Лосевой О. В. Русские месяцесловы… С. 61.