Диалог как основной структурообразующий принцип
в Житии протопопа Аввакума.
Автобиографическое Житие протопопа Аввакума создавалось лидером старообрядческого движения в период разрушения литературных традиций русского средневековья – в XVII веке. Проблемы стиля Аввакума, поэтики, сюжетно-композиционной и жанровой структуры изучаются более столетия и до сих пор не теряют своей актуальности. Это объясняется тем, что Житие не однородно ни в стилевом, ни в жанровом, ни в композиционном планах.
В ходе дальнейшего изучения поэтики этого выдающегося памятника XVII века представляется необходимым обратить внимание на проблему диалога как основного структурообразующего принципа в Житии. В исследовательской литературе упоминалось о диалоге в Житии: В.В. Виноградов рассматривал сказовую форму изложения Жития как интимную дружескую “беседу”, “вяканье”; В.П. Адрианова-Перетц отмечала, что Аввакум “сохранял в своих писаниях манеру живой беседы”; Д.С. Лихачёв писал о “подлинной беседе” Аввакума.
Вместе с тем, вопрос о природе “живой беседы” Аввакума не ставился. С моей точки зрения, в основе “подлинной беседы”, в основе сказа в Житии лежит авторская установка на диалог, установка на контакт с читателем, единомышленником; целью доклада будет выявление этой установки на диалог.
Разнообразные формы выражения диалогизма Жития проявляются на различных уровнях текста: речевом, интонационном, композиционном, структурном, сюжетном. Рассмотрим здесь диалогизм Жития только в двух аспектах:
1) Ориентация автора (как создателя текста) на обращение к читателю, слушателю. Диалог автора и читателя наиболее явно проявляет себя в прямых авторских обращениях к читателю. Соответственно, нашей задачей является рассмотрение специфики авторских обращений к читателям и Епифанию, а также выявление их функций в тексте Жития.
2) Ориентация автора (как носителя определённой точки зрения) на обращение к единомышленникам или оппонентам. Диалоги автора и единомышленников/оппонентов наиболее отчётливо проявляются в полемических фрагментах повествования, в “проповедях” Жития. Соответственно, нашей задачей будет выявление полемических фрагментов в тексте Жития и их анализ с позиции диалогических отношений.
Говоря о диалогичности произведений Аввакума, особое внимание следует обратить на его письма и послания. Письма протопопа Аввакума можно рассматривать как стилистический фундамент Жития и как фундамент диалогичности его автобиографического сочинения – именно в письмах и посланиях сформировалась специфика «живой беседы» Аввакума, его ориентация на адресата, способность гибко регулировать процесс коммуникации, перешедшая в сказовый характер Жития.