Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Носова Екатерина Евгеньевна

О «христианизации» архаических мотивов в древнерусском апокрифическом «Сказании о Макари Римском».
«Сказание о Макарии Римском» - переводной славяно-русский апокриф, известный на Руси еще в домонгольскую эпоху. В нем содержится рассказ о том, как три инока вышли из монастыря в Месопотамии, поклонились святым местам в Иерусалиме и его округе и отправились на поиски места, «где сходится небо с землею». На своем пути они встречают разные чудеса, множество опасностей и фантастических людей и чудовищ. В конце концов, они приходят в пещеру, где встречают старца Макария, которому служат два льва. Макарий рассказывает им историю своей жизни и, убеждает оставить попытки найти райскую землю. Узнав это иноки, возвращаются обратно в монастырь и рассказывают о своем путешествии.
В основу нашего анализа были положены восемь списков апокрифа о Макарии Римском. Текст «Сказания» является контаминацией двух сюжетов: а) Жития Макария; б) рассказа о путешествии трех иноков Сергия, Феофила и Угина в поисках земного рая. Данный апокриф входит в круг утопических памятников посвященных «хождениям», но не в святую землю, а в рай, к которым принадлежат, например, «Хождение Зосимы к рахманам» и «Хождение Агапия в рай». Цель хождения трех иноков (поиск места, где «сходится небо с землею») вызывает у автора необходимость обратиться к мифологическим моделям.
Мы рассматриваем отдельные архаические мотивы в «Сказании о Макарии Римском». В определении «мотива» мы придерживаемся, точки зрения А. Н. Веселовского. Он понимал под мотивом, в его формулировке: «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшие особенно яркие, казавшиеся важными или повторяющиеся впечатления действительности. Признак мотива - его образный одночленный схематизм1.
При анализе художественной структуры Сказания, во всех списках выделяются следующие поэтические мотивы: а) пещера; б) змея; в) осел; г) олень; д) лев; е) голубь; ж) ворон; з) вода. Нами сделана попытка, показать, как в рассматриваемых текстах сосуществуют языческая и христианская точки зрения. Наиболее наглядным примером такого соединения могут служить мотивы, связанные с животными: онагром (диким ослом), оленем, львом, вороном, голубем или змеем. В «Сказании о Макарии Римском» они имеют, как выясняется, глубокую мифологическую основу, отразившуюся и в христианской культуре. Каждое из этих животных выполняет определенную функцию в развитие сюжета.
Трое монахов, встретивших святого старца Макария у границы рая, расспрашивают его о том, как он сюда попал. Следует рассказ о его жизни и путешествии. У святого старца было несколько провожатых, которые помогли ему добраться до райской границы: сначала дикий осел, потом олень и в самом конце пути – змей. Осел появляется в «Сказании о Макарии Римском» неслучайно, так как в первобытном представлении осел был божеством солнечного зноя, культ осла в более поздние эпохи перешел в виде культа божества плодородия. По Тациту2, евреи почитали осла за то, что некогда дикие ослы указали пророку Моисею, ведущему еврейский народ из египетского рабства в землю обетованную, путь к воде, и тем самым спасли иудеев от жажды. В награду ослу была воздвигнута статуя в Иерусалимском храме как божеству, то есть, осел – это один из символов Бога. Объяснение Тацита, почему евреи почитали осла, нужно воспринимать иносказательно, а именно, как то, что Бог через образы ослов указал не просто путь к воде, а праведный путь к Богу, ибо источник живой воды - это Господь. Далее нами разбирается мотив змея, распространенный у многих народов. Так, змея считалась символом мудрости и была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины. В христианской культуре более известно изображение змея как воплощения отрицательного начала (змей-искуситель в ветхозаветном рассказе о грехопадении первых людей), но мы также можем видеть и изображение змея как символа мудрости. Так, в Евангелии от Матфея сказано: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»3. Именно благодаря такому пониманию образа змея не кажется странным, что змей, которого встречает в конце своего пути святой Макарий, говорит с ним человеческим голосом и, превратившись в юношу, приводит святого к пещере, в которой его затем и обнаруживают иноки.
Одним из наиболее показательных мотивов, который в «Сказании о Макарии Римском» получает христианскую обработку, является мотив пещеры. Главный христианский образ пещеры – это Вифлеемская пещера, где родился Иисус Христос. В мифопоэтической традиции - это внутреннее пространство, которое противостоит внешнему миру. В пещере скорее спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, то есть — это сакральное убежище, укрытие4. В мифологической традиции, например, в греческой: Рея родила Зевса в пещере горы Дикта, чтобы его не съел отец, а в Библейской - в пещере находят укрытие пророки, цари и другие (например, семь знатных юношей ефесских)5. Не случайно и то, что святой Макарий живет именно в пещере. Убежав от обыденной жизни, Макарий в ней «умирает» как человек и «рождается» как служитель Бога. Еще раз он умирает и возрождается, когда после своего грехопадения (его соблазнила красавица) он сам себя закапывает в землю, а через три года Бог освобождает его весьма символичным способом – земля разверзлась, как бы родив его вновь, и Макарий предстает перед читателем как святой страж границы двух миров. Таким образом, представление о рождении и смерти в пещере находит яркий отклик в рассматриваемом апокрифе. В образе пещеры слились воедино идея жизни, смерти и воскресения, и это объясняет, почему пещеры в древности использовались в качестве святилищ. Такое представление о них отразилось и в том, что раннехристианские храмы имели пещерный облик (например, интерьеры сирийской, армянской и коптской церквей).
В «Сказании о Макарии Римском» во встрече старца Макария с иноками проявляется своеобразный ритуал выспрашивания и получения правильного ответа (характерный, скорее, для языческой традиции): «Заклинаю вас Богом: если явились ко мне от Бога, то предстаньте передо мной, если же - от Дьявола, то идите, проклятые, прочь от меня!» Тогда мы воскликнули, говоря ему: «Отец благой, мы - грешники, рабами Божьими называемся, от Дьявола отрекаемся».
Итак, мы видим, что в тексте Сказания языческие образы и мотивы введены в новую религиозную систему. При этом агиограф сумел искусно переработать их и подчинить христианской назидательной задаче чуждую ей мифологическую традицию.


1 Веселовский А.Н. Собр. соч.: Т.2. Вып.1. Поэтика. Поэтика сюжетов (1897-1906). С.3
2 Тацит К. История. Л., 1969. Т.2, кн. 5:3. С.190.
3 Евангелие от Матфея 10:16
4 Пещера // Мифы народов мира
5 Ссылка по Адриановой-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С.80.