Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Мухина Наталья Владимировна

Проблемы изучения книжной орнаментики геометрического типа
(на примере кириллических рукописей
 Южного Урала и Зауралья XVIII – нач. XX вв.).
Книжная орнаментика крестьянских рукописей близкая к мотивам народного декоративно-прикладного искусства была введена в научный обиход сравнительно недавно. Этот орнаментальный пласт, наряду с узорами, ориентированными на старопечатный и известные старообрядческие стили, зафиксирован в статьях, посвященных обзору орнаментов территориальных коллекций[1]. Некоторые сведения можно почерпнуть в археографических описаниях рукописей. Однако уточнение типа орнамента – «геометрический» здесь встречается не часто, большинство исследователей ограничиваются поверхностной характеристикой: «примитивная заставка», «небольшая чернильная концовка»[2] и т.п. Научные описания, не вполне соответствующие современным требованиям информативности и унификации, значительно усложняют выявление и атрибуцию рукописей, вышедших из-под пера мастеров поздних книгописных центров. В таком случае скудно иллюстрированные каталоги могут выполнять лишь роль путеводителя по фондам и провоцировать вторичное обращение к книжным памятникам, что не всегда представляется возможным и отрицательно сказывается на сохранности ветхих фондов. Особенно отчетливо ощущается проблема неразработанности понятийного аппарата и отсутствия общей классификации орнаментики кириллических книг при описании и анализе сложных геометрических композиций декора старообрядческих рукописей.
Искусство орнамента наиболее изучено в этнологии[3], где эти материалы рассматриваются в качестве «полноценных источников для реконструкции исторического прошлого того или иного народа, включая древнейшие этапы»[4]. Развитие научных классификационных методов изучения орнамента в рамках этноисторического подхода связано с именем С.В. Иванова. Ученый основывал свой метод на анализе формальных признаков, отличающихся устойчивостью (техника, состав и особенности мотивов, композиция), и описании мотивов и композиции в терминах теории симметрии[5].
Основным объектом исследования в этнологии являются утилитарные предметы из обихода того или иного народа, «предоставляющие» свои плоскости для искусства орнаментации. В этом отношении искусство орнамента, по классификации М.С. Кагана, является одним из видов архитектонического творчества, также как и искусство рукописной книги, которое к тому же соотносится с графикой и рядом изобразительных искусств. Кроме того, специфика книги состоит в архитектонически-орнаментальном конструировании как отдельных элементов (соотношение текста, полей, инициалов и заставок), так и книжного блока в целом[6]. Поэтому говорить о прямом заимствовании орнамента из прикладного искусства писцами или наоборот, из книг в прикладное искусство, будет, на наш взгляд, не совсем корректно. Отбор и перенос писцом выразительных средств геометрического и растительно-геометрического орнамента из произведений декоративно-прикладного искусства на белую плоскость листа, означали абстрагирование от первоначальной формы предмета. Народные орнаментальные мотивы приспосабливались под сложившиеся «книжные» композиции декора заставок, концовок и инициалов, кроме того на их основе писец создавал множество никогда не повторяющихся вариантов уже «полностью» книжных орнаментов. Такой вид творческой деятельности оформителей книги полностью соответствовал «одному из способов реализации авторского начала в условиях народного орнаментального искусства с доминирующими чертами коллективности»[7]. Орнамент с одной стороны утрачивал свои глубинные языческие семантические значения, заключающиеся в его магических и ритуальных функциях, а с другой стороны обогащался новыми смыслами за счет христианской рукописной традиции.
В ходе изучения подходов Ф.И. Буслаева, В.Н. Щепкина, Л.В. Черепнина, Н.Н. Розова, Т.Б. Уховой, Ю.А. Неволина, И.В. Левочкина, В.П. Бударагина и Г.В. Маркелова а также ряда каталогов рукописных книг, нами была предпринята попытка классификации книжного орнамента по типам и стилям[8]. Используя устоявшиеся в науке названия книжных орнаментальных стилей, на основании выделения их преобладающих мотивов мы выявили родовые и видовые понятия, позволяющие в дальнейшем унифицировать характеристику орнамента и различать уровень самостоятельности художественного мышления писца уже на начальных этапах исследования рукописи.
Предложенная классификация орнаментики была апробирована при составлении каталога рукописей из собраний Челябинской области [9]. На основании полученных сведений, дополненных материалами каталогов и научных статей, был собран обширный статистический материал по типологии и стилистике орнаментов, имевших хождение в рукописях на Урале [10]. Хотя данные носят приблизительный характер, т.к. в описаниях не всегда присутствуют уточнения и типа, и стиля орнаментации, но в количественном отношении они отражают общую картину стилистического разнообразия рукописей. Оказалось, что большинство кириллических книг поздней рукописной традиции украшалось орнаментикой геометрического и растительно-геометрического типа (38%). Этот факт заставил нас обратиться к специальному изучению этой орнаментики [11]. За основу анализа, из выделенных Ивановым устойчивых признаков, были выбраны композиция, состав и особенности орнаментальных мотивов[12], кроме того нами был применен симметрический анализ книжно-орнаментальных композиций.
В уральских рукописях присутствуют все известные виды композиции: бордюры (a, a:m, ã, ã:2), сетки (часто а/а, редко а:а) и розетки (m, (n∙m)8∙m). Из основных мотивов можно назвать ломанную линию (зигзаг), треугольник, скопление точек (упорядоченное и хаотичное), кружок с точкой, циркульные полукружия, спирали, насечки, шевроны, расположенные «елочкой», «гребенкой», в шахматном порядке, разнонаправленная штриховка (в качестве фона и как самостоятельный элемент), ступенчатые треугольники и полуромбы (прямых и округлых очертаний, образованных полукружиями а/а). Из растительно-геометрических мотивов преобладает S-образная линия-вьюнок, дополненная спиралевидными отростками, каплевидными листьями, колосками, «ресничками» и лилия-крин (в ее составе ромб, ромб с точкой(-ми) или перекрещенный ромб). Зооморфный тип в виде птицы встречается в сочетании с двумя основными (имеется уникальный по архаичности рисунка пример: «птицы (орлы и петухи) у древа жизни»). Все эти мотивы генетически восходят к искусству андроновской культуры эпохи бронзы (II тыс. до н.э.), но наиболее близки по характеру к искусству финно-угорских народов, что не противоречит данным о заселении Южного Урала. Кроме того, этнический компонент в книжной орнаментике может быть расширен за счет изучения старообрядчества среди других крещенных народов (нагайбаки, калмыки, мордва) и культурного взаимодействия живущих по соседству русского и башкирского народов.
Отдельно выделен пласт «демократических» влияний городского и светского искусства, это такие мотивы как: цветок в горшке, подражание художественной ковке по металлу, навершиям деревянной мебели и наличников, скорописным каллиграфическим росчеркам.
Все это заставило пересмотреть предложенную ранее схему классификации книжной орнаментики и внести некоторые уточнения, касающиеся понятия «авторский стиль», входящего в теорию традиционного народного искусства, и связей между частями таблицы, которая, как оказалось, соответствует общим классификациям декора[13].


[1] Бударагин В.П., Маркелов Г.В. Орнаментика крестьянской рукописной книги XVIII–XIX вв. // ТОДРЛ. – Л., 1985. – Т. 38. С. 476–502; Ануфриева Н.В. Иллюминированные рукописи Древлехранилища ЛАИ УрГУ (К вопросу о классификации) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. – Екатеринбург, 2005. – Вып.6. – С. 3–27.
[2] Например, Пинежская книжно-рукописная традиция XVI – начала XX вв. – СПб., 2003. – Т. 1. – С. 244, 390 и др.
[3] Иванов С.В., Станюкович Т.В. Орнамент // Народное знание, фольклор, народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. – М., 1991. – Вып. 4. – С. 96–99.
[4] Косменко А.П. Проблемы, задачи и методика исследования орнамента // Традиционный орнамент финоязычных народов северо-западной России. – Петрозаводск, 2002. – С. 6–14.
[5] Там же. С. 7–8.
[6] Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. – Л., 1972. – С. 364–365.
[7] Иванова И.Ю. Образ в искусстве орнамента. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. – М., 2004. – С. 80.
[8] Щенникова Н.В. Типология декора: систематизация и уточнение понятийного аппарата (в порядке обсуждения) // Уральский сборник… С. 173–190.
[9] См.: Кириллические рукописные книги XVI–XX вв. в собраниях Челябинской области. Каталог / Сост. Н.В. Мухина, Ю.С. Яхнина. [Электронный ресурс] – Челябинск, 2006. – 1 электронный оптический диск. Каталог опубликован на сайте ЧОУНБ: http://unilib.chel.su:6005/root2/kp/cyrillic/index.html.
[10] Ситников Л.А. Рукописи Омского краеведческого музея.// Сибирское источниковедение и археография. – Новосибирск, 1980. – С. 176–177; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья / Сост. В.И. Байдин, А.Т. Шашков. – Свердловск: УрГУ, 1991. – Т.1. – Вып.1; Екатеринбург: УрГУ, 1993. – Т.2. – Вып.1; Парфентьев Н.П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI–XX вв.). Описание крюковых рукописей выполнено при участии М.Г. Казанцевой. – Челябинск: Чел. дом книги, 1994. – С.170–396, 409–411, 415–422; Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища ЛАИ УрГУ / Сост. С.А. Белобородов, И.Л. Манькова, А.В. Полетаев. – Екатеринбург: УрО РАН, 1994. – Ч.1. – Екатеринбург: УрО РАН, 1997. – Ч.4; Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV–XX вв. Каталог. Из собрания НБ МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Цимелия, 1994; Перевалов В.А. Современное состояние старообрядчества г. Шадринска и его книжно-рукописной традиции (по материалам археографических экспедиций УрГУ в 1977–1995 гг.) // Мир старообрядчества. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества: Материалы междунар. науч. конф. – М.: МГУ, 1998.– Вып.4. – С.300–309; Байдин В.И. Лицевая книга Сибири // Сибирская икона. – Омск, 1999. – С.259–262; Полетаев А.В. Рукописи поморской орнаментики в собрании ЛАИ УрГУ // Взаимодействие книжных традиций Поморья, Урала и Сибири в XVI–XX вв. – Екатеринбург, 2002. – С.114–126; Ануфриева Н.В. Иллюминированные рукописи…–С.3–27; Кириллические и старопечатные книги кириллической традиции Уральского региона: База данных. Версия 5.0. / Сост. И.В. Починская, С.А. Белобородов, П.И. Мангилев и др. – Екатеринбург, 2005.
[11] Мухина Н.В. Орнаментика геометрического типа в крестьянском книжно-рукописном искусстве Южного Урала и Зауралья XVIII – начала XX вв. В печати. Материалы подготовлены для научно-практической конференции «XVIII Бирюковские чтения», которая состоится 18 – 19 сентября 2008 г. в Челябинске.
[12] Возможно, для книжного орнамента геометрического и растительно-геометрического типа таким устойчивым признаком является цвет (чернила, киноварь).
[13] Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора. – М.: КомКнига, 2007. – 199 с.