Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Левочская Антонина Сергеевна

Работа Ю. Крижанича над текстом русской летописи.
 
Задача доклада – на сравнительно небольшом материале (одна глава трактата Юрия Крижанича «Политика», выписки Крижанича из Патриаршего летописного свода 1652 г. (РГАДА, ф. 381, № 1801)) продемонстрировать механизм создания Крижаничем текста. Этот механизм можно определить как комментирование или критику чужого текста.
 
1. Еще в 1647 г., до приезда в Москву (1659), Крижанич встретился в Варшаве с русским дипломатом Герасимом Дохтуровым. Он обратился к Дохтурову с просьбой рекомендовать его Алексею Михайловичу. Крижанич заявляет посланнику о своей готовности служить русскому государю. Среди прочих задач, которые Крижанич ставил перед собой на службе у русского государя (переводческая деятельность, чтение лекций по грамматике, риторике, арифметике, философии ), он назвал создание « современной московской истории» и «приведение древней в порядок». В письме, поданном на имя государя в 1659 г., Крижанич просит: « Молим ваше царское величество названии бытии историко летописцем вашего царского величества и под сим имянем служити».
 
2. С сентября 1661 г. по февраль 1662 г. Крижанич, находясь в ссылке в Тобольске, делает выписки из различных исторических сочинений: из русской летописи, из сочинений П. Петрея, М. Кромера, Ф. Коминя, летописи Барония (РГАДА, ф. 381, №1801). Эти материалы Крижанич будет использовать впоследствии, работая над «Политикой». Часть рукописи, содержащая выписки из русской летописи дефектна: отсутствуют первые 11 листов. На стр. 23 начинается рассказ о Борисе и Глебе, оканчиваются выписки из летописи сообщением о смерти патриарха Иосифа и возведением на патриаршество Никона (1652 г.). Точное представление об имевшемся в отсутствующих листах рукописи тексте мы можем получить, сравнив текст выписок Крижанича с их источником. Источник – Летописный свод 1652 г., составленный в годы патриаршества Никона (Насонов А.Н.,  Лаврентьев А.В.).   
 
3. В 1663 – 1666 гг. Крижанич пишет политический трактат «Razgowori ob wladatelystwu», известный в научной литературе как «Политика». В разделе 32 (книга III) Крижанич разбирает легенды о происхождении славнян и происхождении и развитии государственности на Руси:
- легенду о происхождении славян от скифов;
- легенду о даровании Александром Македонским грамоты славянским князьям;
- легенду о призвании варяжских-прусских «самодержцев-курфирстов» и происхождении русских князей из рода римского императора Августа;
- легенду о даровании Константином Мономахом царских регалий Владимиру Мономаху.
Все перечисленные легенды Крижанич пересказывает по тексту летописного свода 1652 г. Он разбирает их в том же порядке, в каком они представлены в летописном своде. Между пересказом Крижанича данных легенд в «Политике» и текстом этих легенд в Своде 1652 г. (по списку РНБ, собр. Погодина, № 1406) имеются многочисленные совпадения.
 
4. Так как часть рукописи, содержащая выписки Крижанича из русской летописи, дефектна, мы не имеем возможности сравнить интересующий нас фрагмент «Политики» с  выписками Крижанича из начала летописного свода, где приводятся указанные легенды. Однако мы имеем право утверждать, что текст указанных легенд был переписан Крижаничем. Об этом свидетельствует составленное Крижаничем оглавление к выпискам, в котором содержится указание на эти легенды. Только в случае с последней легендой (о дарах Мономаха) мы, наблюдая за комментированием этой легенды в «Политике», имеем возможность увидеть тот ее текст, с которым работал Крижанич (он есть в выписках).
 

5. Задача доклада – показать, что в указанном фрагменте «Политики» Крижанич предстает перед нами как внимательный читатель и критик конкретного текста (текста летописного свода 1652 г.). В указанной главе «Политики» он пересказывает легенды о происхождении славян и возникновении и развитии государственности на Руси, представленные в начале летописного свода 1652 г., а затем подробно комментирует их. Таким образом, перед нами не просто критика историко-политических теорий, распространенных на Руси в XVI – XVII вв. (А.Л. Гольдберг), а внимательная работа с конкретным текстом, попытка «привести в порядок древнюю историю».