Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Курзина Елена Сергеевна

Нижегородский сборник начала XVI в. как сборник Уставных чтений
С начального периода древнерусской книжности и вплоть до XVI в. преобладающим типом уставного сборника был смешанный (триодно-минейный). Характеризуя древнерусские сборники, Т.В.Черторицкая указывает, что «из ранних славянских рукописей триодным является только сборник Клоца, дошедший до нас в отрывках, в остальных сборниках минейные и триодные чтения помещаются рядом, образуя самостоятельные группы»[1], либо даже смешиваются, не образуя отдельных минейного и триодного комплексов[2]. Подобная архаичная универсальная форма сборника традиционно включала в себя три функциональные части: триодную, минейную и некалендарную дидактическую. В период активного формирования сборников Уставных чтений устойчивого состава в XIV–XV вв. форма эта постепенно выходит из употребления. Однако триодно-минейные сборники продолжают создаваться и в XVI в.: старая форма наполняется новым содержанием, новые русские сочинения вытесняют произведения более ранние.
Устойчивость триодно-минейной формы обусловлена, прежде всего, ее универсальностью и удобством использования, когда под одним переплетом находится большая часть необходимых Уставных чтений. Будучи весьма распространенным до XVI в., триодно-минейный тип сборника не стал предметом специального исследования: его нельзя назвать сборником устойчивого состава, хотя он может объединять разные типы сборников устойчивого состава со всевозможными дополнениями.
Цель данной работы: описать триодно-минейный сборник как тип сборника Уставных чтений индивидуального состава. В качестве объекта исследования нами выбран Нижегородский сборник уставных чтений нач. XVI в., находившийся в составе библиотеки Нижегородского Печерского монастыря. Сборник хранится в Государственном архиве Нижегородской области:
ГАНО. ф. 2636. оп. 2. д. 52. [Черторицкая, 11.020][3]. Сборник уставных чтений. 10-е гг. XVI в. 1* (280 х 180 мм). Полуустав в два столбца (33 строки в столбце), 14 почерков. 702 лл.
Бумага: 1501-1503, 1505-1508 гг.
Оформление: л.7 – заставка балканского стиля с элементами тератологического, тератологический инициал.
На лл.1-9 – скорописью XIX в. владельческая запись: «Принадлежит Нижегородскому Печерскому монастырю». По сохранившимся описям монастырского имущества Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря этот сборник фиксируется с XVII в.
Переплет XIX в. Сборник реставрировался в нач. XIX в.: был заменен переплет, вшиты чистые листы для восстановления утраченного текста.
Самоназваний ни сборник, ни отдельные его части не имеют. Хотя в XIX в. было составлено и приплетено в начало сборника оглавление (лл. 1-4, 188 глав).
В составе сборника три группы сочинений, характерные для сборников Уставных чтений. Типологически Т.В.Черторицкая определяет его состав так: 1. Сборник дидактических некалендарных сочинений, преимущественно об иноческом житии. 2. Пятидесятный Златоуст. 3. Минейный Торжественник III редакции.
Анализ частей сборника показывает, что каждая из них обладает значительными индивидуальными особенностями в составе, выборе сочинений, в их взаимном расположении, в календарной последовательности. Состав минейной и триодной частей настолько вариативен, что с трудом позволяет отнести их к какой-либо редакции.
1. Сборник дидактических некалендарных сочинений.
Некалендарные дидактические сочинения об иноческом житии составляют в сборнике две обособленные группы. Первая начинает сборник и находится на лл.7-21об. За исключением слов Ефрема Сирина и св. Варлаама, чтения этой части являются индивидуальными и некалендарными.
Вторая группа некалендарных дидактических сочинений на лл.373-402 включена в минейную часть сборника, но при этом отчетливо выделяется не только тематически, но и почерком писца, составляя особую группу. Если первая некалендарная часть в жанровом отношении гомилетическая, то вторая часть включает в себя выписки из Киево-Печерского патерика, Старчества и Символ веры.
Кроме того, дидактические чтения в третьей минейной части сборника примыкают к дням памяти некоторых отцов церкви, образуя вместе с житиями этих святых самостоятельные комплексы произведений. Например, комплекс сочинений на 13 ноября, связанный с припоминанием Иоанна Златоуста.
2. Триодная часть (л.21об.-106об.).
Триодная часть в Нижегородском сборнике включает 84 слова от недели о мытаре и фарисее до недели всех святых
Наиболее разработанными являются постный и страстной циклы. Гомилии, приуроченные в сборнике к недельным чтениям, встречаются с XIV века в сборниках смешанного состава, триодных и общих Торжественниках, сборниках Златая цепь, Златая Матица, в более поздний период – в сборнике Рай, прототипом которого послужил триодный Торжественник I редакции. Чтения же на будние дни сопоставимы с гомилиями, входящими в состав весьма незначительного числа сборников XV–XVI вв.
Сравнение триодной части Нижегородского сборника с описанными моделями Златоуста, триодных Торжественников I и II редакции[4] позволило сделать следующие выводы. Из Торжественников триодная часть в сборнике ближе всего стоит к I редакции: из девятичленной группы, выделенной А. Горским XV в. в I редакции замещают или дополняют слова из девятичленной группы[6] II редакцию триодного Торжественника. Однако подобная замена непоследовательна, поскольку затрагивает только группу слов на 3 неделю поста и касается сочинений Феодора Студита. Нет в сборнике и слов Григория Цамблака, которые, по мнению А.С.Орлова[7], маркируют [5] слова, которыми в, присутствуют только 5 слов, читаются
В то же время наиболее близкими триодной части Нижегородского сборника по составу могут считаться два пятидесятных Златоуста: Златоуст XV века (РГБ, собр. Румянцева, № 406) и Златоуст кон. XV – нач. XVI вв. (ГИМ, Музейское собр., № 1779). С мясопустной недели до шестой недели после Пасхи будние чтения, входящие в Нижегородский сборник, в основном соотносятся только с чтениями этих двух сборников, что позволяет поставить вопрос об их соотношении.
И, наконец, в настоящее время известно только два Златоуста, где встречаются слова на все дни пасхальной недели: Златоуст годовой (ГИМ, Синодальное собр., № 231) и Златоуст в Нижегородском сборнике.
3. Минейная часть (л.106об.-702).
Эта часть сборника построена наиболее хаотично, в ней нарушена календарная последовательность статей, русские тексты расположены группами (например: 4 комплекса текстов о ростовских святых), одновременно, сочинения, посвященные одному святому, могут быть переписаны дважды и размещаться в разных частях сборника (например, 3 жития Сергия Радонежского, из которых два кратких практически идентичны, но переписаны разными почерками).
Материал не позволяет точно определить, к какой именно редакции, II или III, принадлежит минейная часть Нижегородского сборника, тем более, что они в XVI в. начинают сближаться. Для обеих редакций характерно преобладание агиографических сочинений над гомилетическими, значительное внимание русским святым, вариативность состава. Пожалуй, единственной особенностью Нижегородского сборника, сближающей его именно с III смешанной редакцией, является группа некалендарных дидактических сочинений. Наличие подобных дополнений допускается в III редакции, но они крайне редко образуют самостоятельные группы [8].
Непоследовательность и даже хаотичность построения Нижегородского сборника может отчасти объясняться методикой писцовой работы. В сборнике – 14 почерков, судя по бумаге, работа велась одновременно группой писцов, чтения переписаны комплексами по несколько текстов, после некоторых из них на листах пропуски от половины столбца до целой страницы. Смешение редакций дополнительно подтверждает тот факт, что сочинения переписывались из разных источников. Отсюда же и дубликаты сочинений. Однако работа проходила под единым руководством или по заказу. Очевидно, что ряд произведений специально переписывался для включения в этот сборник (произведения, исключенные из позднейших редакций, новые русские жития или тексты, вообще не являющиеся необходимыми Уставными чтениями). Так, в сборнике появляется древнейший из известных в настоящее время список Жития Евфимия Суздальского, местночтимого святого, выходца из Нижегородского Печерского монастыря. Причина появления этого памятника в сборнике очевидна: необходимость припоминания имени Евфимия в его родном монастыре.
Нижегородский сборник сохраняет форму универсального многофункционального триодно-минейного сборника, чрезвычайно удобную для регионального монастыря. И представляет собой сборник Уставных чтений индивидуального состава, поскольку каждая его часть может быть соотнесена с моделью сборников устойчивого состава лишь условно. Анализ Нижегородского сборника позволяет поставить вопрос об особом типе универсального триодно-минейного сборника. Выводы, полученные нами при анализе принципов его построения, в дальнейшем могут послужить моделью для выявления и описания целого класса подобных сборников.
 

[1] Черторицкая Т.В. Литературные четьи сборники Древней Руси: К вопросу о структуре и классификации)// Вопросы сюжета и композиции. – Горький, 1985. – С. 16-26.
[2] На группу подобных сборников, датируемых сер.XV–нач.XVI вв., указывает Т. В. Черторицкая в своей статье «Гомилии подвижного календарного цикла в структуре древнерусских и южнославянских четьих сборников XV–XVI в.»
[3] Номер приводится по каталогу Черторицкой Т. В.: Черторицкая Т.В. Предварительный каталог церковно-славянских гомилий подвижного календарного цикла по рукописям XI – XVI вв. преимущественно восточнославянского происхождения. Составитель Т. В. Черторицкая. Под ред. Хайнц Миклас. 1994. Вестдойшер Ферлаг ГмбХ, Опладен. ФРГ.
[4] Черторицкая Т. В. Торжественник – памятник русской лтературы конца XIV – XVI вв. (литературная история сборника). Дисс. …канд. фил. наук. – М., 1979. – С. 158-161
[5] Горский А. О древних словах на святую четыредесятницу. // Прибавления к изданию творений св. отцевъ в русском переводе. – М., 1858. – Ч. 17. – С. 1-49.
[6] Черторицкая Т. В. Торжественник – памятник русской лтературы конца XIV – XVI вв. (литературная история сборника). Дисс. …канд. фил. наук. – М., 1979. – С. 155
[7] Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник. // ПДПИ. – СПб., 1905. – Вып. 158. – С.  19.
[8] См., например: ГИМ, собр. Чудова монастыря, № 20. Торжественник общий. Кон. XV в. В составе – группа некалендарных чтений о монашеской жизни.