Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Ковалева Татьяна Ивановна

Жанровые особенности видений в повествовательной структуре рассказов об основании церкви/монастыря
 
Видения – важнейший элемент христианской культуры. Они представляют собой один из наиболее распространенных жанров в мировой литературе средневековья.
Важную роль в изучении этогожанра играет статья Б.И. Ярхо, в которой описана специфика средневековых западноевропейских видений, а также работы А.Я. Гуревича, рассматривающего западноевропейские видения в историко-культурном контексте; отдельную группу представляют работы А.В. Пигина, в них изучается особый пласт древнерусских и старообрядческих видений - эсхатологические видения; существует также ряд фольклорных исследований, связанных с изучением устных рассказов о видениях, обмираний (см., например, исследования Н.И. и С.М. Толстых, М.Л. Лурье, А.В. Тарабукиной) и др. работы.
До сих пор основными работами, сделанными на материале оригинальных древнерусских видений, в которых описана их специфика, являются статьи Н.И. Прокофьева. Его наблюдения основаны на анализе видений Смутного времени, когда жанр приобретает самостоятельный характер. Но для более полных выводов об особенностях жанра необходимо рассматривать разные формы его существования, т.е. и те видения, которые являются элементами, включенными в состав других повествований.
В древнерусских сочинениях можно выделить четыре группы видений: 1) видения Христа, Богородицы, святых и др. героев сакрального мира; 2) видения знамений; 3)демонологические видения; 4) эсхатологические видения. Эти группы состоят из частных разновидностей явления, отражающих картину отношений между земным и сакральным миром. Одна из них - видения, посвященные основанию церкви/монастыря, они входят как в первую группу, так и во вторую, также в их структуре могут контаминироваться признаки видений обеих групп.
В различных памятниках структура сюжетной ситуации создание церкви/монастыря организована по общей схеме, и сами видения, включенные в нее, обладают схожими структурно-смысловыми признаками. В повествовании они играют важную роль, связанную с реализацией названного события. Но указанные особенности – черты формального сходства явлений, в конкретных памятниках они имеют свою специфику. Обозначенная сюжетная ситуация имеется в сочинениях, относящихся как к раннему периоду древнерусской литературы, так и к позднему. Древнейшее произведение оригинальной литературы, в состав которого она входит - Киево-Печерский патерик. Но более характерна эта ситуациядля житий основателей монастырей, повестей и сказаний. Задача данной работы – представить специфику видений, включенных в сюжетную ситуацию создание церкви/монастыря в памятниках разных жанров, относящихся к разным периодам древнерусской литературы.
Материалом для исследования в настоящей работе служат видения из «Слова о создании церкви…» (Киево-Печерский патерик), видение св. Кирилла (Житие Кирилла Белозерского) и видения крестьянской вдовы Марии (Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы в Тобольске). Представить специфику интересующего нас явления становится возможным при помощи анализа особенностей сюжетной организации текстов и сопоставлении в них структурно-смысловых элементов видений.

Результат сопоставления структурно-смысловых составляющих видений в названных текстах показывает, что, во-первых, они имеют значительные формальные различия: в патерике жанр еще только складывается, в Житии Кирилла он уже начинает приобретать форму и выделяться в самостоятельный рассказ (рамки явления пока остаются размытыми), а в тексте Сказания, несмотря на то, что видения также находятся в составе сочинения, каждое из них имеет свои границы. Во-вторых, в структурах видений выделяются как сходные по смыслу элементы, так и отличные. Эти отличия объясняются тем, что в основе организации повествования во всех сочинениях лежат разные принципы, видения принадлежат разным типам героев-очевидцев и имеют в текстах разные функции.