Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Исидорова Зоя Николаевна

ЖИТИЕ ВАРЛААМА ВАЖСКОГО: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
 
Доклад посвящен проблеме соответствия агиографическому канону Жития Варлаама Важского, составленного в 1589 году иеромонахом Антониево-Сийского монастыря Ионой. Варлаам Важский был новгородским боярином, посадником, основателем монастыря на территории новгородского Заволочья, где принял постриг в конце своей жизни († 1462 г.). Он был прославлен как преподобный, однако Житие его представляется не вполне соответствующим канону житий преподобных. Вопрос предлагается решать путем сопоставления текста предисловия к Житию Варлаама Важского с текстом предисловия к признаваемому каноничным монашеским житием Житию Антония Сийского, того же автора, и сопоставления структуры и топосов глав основной («биографической») части Жития с традиционной схемой и топосами житий преподобных и основателей монастырей. В случае обнаружения в Житии элементов, не совпадающих с топосами житий этого типа, предлагается искать совпадающие элементы в житиях других агиографических типов. Исследование привело к следующим наблюдениям и выводам:
1)      Сопоставление предисловия к Житию Варлаама Важского с предисловием к Житию Антония Сийского обнаруживает отсутствие в предисловии Жития Варлаама Важского отличительных черт монашеского святого, прославляемых в предисловии к Житию Антония Сийского: отвержение всего мирского и уход из мира в пустыню, где человек отдается молитве и аскетическим подвигам. Вместо этого основа святости в предисловии к Житию Варлаама Важского: вера и добрые дела, – добродетели, обычно характеризующие в агиографии праведных мирян.
2)      В первой главе основной части Жития Варлаама Важского, где повествуется о жизни святого до основания монастыря в Поважье, при полном отсутствии топосов, присущих традиционным житиям преподобных, в образе святого обнаруживаются черты, характерные для праведников: благочестие, милосердие. Уподобление посадника Василия Аврааму в сюжете о переселении его из Новгорода на Вагу имеет параллели в житиях разных типов, но по смыслу ближе к тому варианту, который встречается в житиях основателей монастырей, где особое значение придается месту переселения, приобретающему в силу уподобления святого Аврааму скрытый статус Земли Обетованной. В свою очередь, родина Варлаама Важского, Великий Новгород, откуда он уходит, в контексте Жития имеет семантический статус центра мирской славы и могущества.
3)      Вторая глава, посвященная обстоятельствам основания Богословского монастыря в Поважье, построена с использованием ряда топосов присущих житиям основателей монастырей: божественные знамения на месте будущего монастыря, молитва основателя о новой обители, мотив собирания братии. Эпизод бросания жребия в ситуации выбора места для монастыря и пророчества об указанном месте, хотя и не являются обязательными элементами житий какого-либо типа, находятся в русле традиции и не могут считаться неканоническими элементами. Далее следует рассказ о добродетелях посадника Василия и строительстве им трех приходских церквей в Поважье, который, как представляется, заменяет традиционное для канонических житий основателей монастырей описание молитв и трудов святого в новой обители. Вместо топосов, описывающих труды преподобного, здесь использован топос, характерный для образов праведных мирян: забота о бедных с уподоблением праведному Иову по этому признаку, нищелюбие до полной раздачи имущества. К чертам праведника можно отнести и второе в Житии уподобление святого праотцу Аврааму, на этот раз по принципу общности добродетелей, а именно, заботы о странниках, хотя такое уподобление встречается и в житиях преподобных, то есть не является специфичным для какого-либо типа житий.
4)      Наконец, третья глава, повествующая о пострижении посадника Василия с наречением имени Варлаам, и о его иноческой жизни в течение шести лет перед смертью, построена на использовании некоторых топосов, характерных для житий преподобных: мотивы "отъятия влас", облечения в "ангельский образ", аскетических подвигов и других. В то же время, в главе отсутствует ряд топосов, обязательных для житий преподобных и основателей монастырей. Примечательно, что эта глава самая короткая из трех. В то время как в типичных житиях основателей монастырей, обстоятельства основания монастыря занимают значительное, но не преобладающее место, в Житии Варлаама Важского именно обстоятельства основания монастыря заняли большую часть Жития, а необходимый образ святого основывается на праведнических добродетелях. Монашество представлено в Житии венцом жизни Василия-Варлаама, но не основным ее содержанием.

Житие Варлаама Важского не является типичным житием инока, основателя монастыря. О нем можно сказать, что это житие праведника-мирянина, который, переселившись на новое место, основал там монастырь и после многих лет праведной жизни постригся в нем, увенчав иночеством свой жизненный путь. Перед агиографом Ионой стояла непростая задача – написать житие святого, чью жизнь было трудно уложить в рамки традиционной схемы какого-то одного агиографического типа. Тем не менее, все элементы основной части Жития, в том числе те, которые не являются топосами того или иного агиографического типа, находятся в русле традиции и не могут считаться неканоническими. Причина необычности этого Жития состоит в том, что, создавая агиографический образ Василия—Варлаама, Иона позаимствовал некоторые канонические приемы у житийных текстов разных агиографических типов, а именно, преподобных, в том числе основателей монастырей, и праведников, и соединил их, руководствуясь последовательностью и логикой событий реальной жизни своего героя. Результатом стало, возможно, единственное в своем роде житие.