Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Минимизировать

Изотов Андрей Борисович

Словарь писателей духовного чина М.Я. Диева
Фундаментальный труд митрополита Евгения Болховитинова – первый опыт создания Словаря писателей духовного чина. Он имел как предшественников, так и продолжателей. В 1768 г. на немецком языке, а в 1771 г. – на французском вышел в свет словарь о сорока двух русских писателях, составленный И. А. Дмитриевским. В 1772 г. Н. И. Новиков напечатал “Опыт исторического словаря о Российских писателях”. В 1802 г. П. П. Бекетов при содействии Н. М. Карамзина издал пантеон Российских авторов с двадцатью биографическими очерками. Однако ни один из этих словарей не может сравниться с фундаментальным трудом митрополита Евгения. Только один автор стоит на одном уровне с ним по масштабу своей работы в данной области. Это историк церкви, нерехотский протоиерей Михаил Яковлевич Диев. Он работал над продолжением исторического Словаря писателей духовного чина. Результатом его трудов стали пять обширных томов1. Большая часть рукописей собрания М. Я. Диева, материалы и автографы хранится сейчас в Российской Национальной библиотеке. Они поступили туда в собрании А. А. Титова.
Начало работы Диева следует связывать с инициативой И. М. Снегирева, который в 1838 г. издал в дополненном виде Словарь светских писателей духовного чина Е. Болховитинова. В 1838 г. Диев, состоявший в постоянной переписке со Снегиревым, начал создавать свой первоначальный вариант Словаря духовных писателей. Он представляет собой рукописные тома folio - два черновика, три рукописных чистовика – первоначальный вариант и две поздние редакции. Другие списки Словаря представляют собой несколько редакций, в которых отразилась информация о различных духовных писателях. Необходимо рассмотреть списки Словаря с точки зрения истории его текста, проследить преемственность от замысла к итогу.
Список под шифром № 3986 называется “Первоначальный опыток продолжения словаря духовных писателей, составленный Диевым около 1838 года”. Он представляет собой обширное сочинение на 432 листах в формат in folio. Алфавитный указатель предваряет основную часть словаря. Черновой почерк М. Я. Диева чередуется с чистовым писарским почерком и чистовым почерком самого автора.
Следующий по времени создания список № 3947 “Продолжение и дополнение исторического словаря о бывших в России писателей духовного чина Греко-российской Церкви, составленный священником М. Диевым в 1839 – 1840 гг. (со включением и тех писателей, кои еще живы)”. Он представляет собой черновую рукопись, на первых листах которой расположен именной алфавитный указатель. Однако не все листы соответствуют статьям о данном человеке. Рукопись № 3990 “Словарь писателей духовного чина” является продолжением списка № 3947 и включает 267 листов. Под № 3987 в фонде “Собрание А. А. Титова” находится еще один список словаря М. Я. Диева. Алфавитный список писателей духовного чина с указанием страниц в первом томе исторического словаря. Статьи о писателях соответствуют страницам и расположены в алфавитном порядке. В частности, данный список словаря содержит статьи, посвященные писателям как Древней, так и Московской Руси XVI – XVII вв., о которых нет данных у Болховитинова. Приведем несколько примеров. «Александр, епископ Вятский родился в Сольвычегодском уезде, в подмонастырной Коряжшской слободе, близ Николаевского Коряжского монастыря… Получил монастырское воспитание, затем стал послушником. С 1642 по 1651 годы был настоятелем. Затем переведен в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. В 1655 г. стал епископом Коломенким, а в 1663 – Вятским»2. «Андрей, монах, составил житие святого благоверного великого князя Михаила Черниговского и боярина Федора. Эти сведения были “внесены в некоторые летописи без имени сочинителя: в Никоновскую III, стр. 19 – 26, Воскресенскую II, стр. 218 – 224, Софийский Временник Строева I, стр. 260 – 265…»3. «Архиепископ Арсений в 1588 году приехал в Москву вместе с Константинопольским Патриархом Иеремией. Участвовал в учреждении в России Патриаршества»4.

Словарь явился квинтэссенцией исследований М. Я. Диева творчества духовных писателей. Он является прродолжателем традиции, начатой митрополитом Евгением (Болховитиновым). Изучение, анализ и публикация Словаря М. Я. Диева – актуальная задача для исследования истории отечественного гуманитарного знания.



1 ОР РНБ. Ф. 775 (Собрание А. А. Титова) 3943, 3947, 3986, 3987, 3990.
2 ОР РНБ. Ф. 775 (Собрание А. А. Титова) № 3987. Л. 14.
3 Там же. Л. 59.
4 Там же. Л. 80.