Николаевский Корельский монастырь: перспективы исследования.
В Рукописном Отделе БАН существует традиция реконструкции разрозненных книжных собраний, в т.ч. монастырских. Так, при поступлении в библиотеку Архангельского собрания в нем значилось всего 7 рукописей, принадлежавших библиотеке Антониево-Сийского монастыря. Сотрудникам отдела – М. Н. Мурзановой, а затем Л. Б. Беловой и М. В. Кукушкиной – удалось отождествить более 300 рукописей, находящихся не только в БАН, но и в других хранилищах. Реконструкция разрозненной библиотеки предполагает выяснение общего количества хранившихся в ней в разное время книг и рукописей, путей пополнения собрания, а также, выявление тех рукописей, которые сохранились до настоящего времени в различных фондохранилищах.
Настоящая работа посвящена перспективам реконструкции и исследования библиотеки Николаевского Корельского монастыря. М.В.Кукушкина в своей монографии «Монастырские библиотеки русского севера»
[1] исследовала пути создания собраний, изучила их состав, рассмотрела палеографические и кодикологические особенности рукописных книг, созданных или хранящихся в северных монастырях русского государства, в т.ч. в Николо-Корельском. М.В.Кукушкина рассмотрела данные, касающиеся, прежде всего, XVI – XVII вв. Учитывая этот опыт работы, я планирую продолжить исследование для XVIII – XIX вв.
Николаевский-Корельский мужской монастырь находился в 34 верстах к западу от Архангельска, в устье Двины, недалеко от Белого моря.
[2] Первое упоминание монастыря относится к 1419 г. и содержит заметку о том, что «пришедше мурманы войною… повоеваша … Корельской монастырь святаго Николы…»
[3], поэтому время основания монастыря можно отнести к концу XIV в.
[4] В различных источниках
[5] упоминается имя Евфимия, как основателя обители. В 1920-е гг. монастырь был упразднен
[6].
Еще в конце XIX в. в рамках работы Архангельского епархиального церковно-археологического комитета рукописи из монастыря поступили сначала в Архангельское древлехранилище, где были описаны И.М. Сибирцевым, затем в Архив Историко-археографической комиссии, а в 1931 г., в составе Архангельского собрания, – в Рукописный отдел БАН. В фондах отдела в настоящий момент выявлено 22 рукописи, принадлежавших ранее монастырю. Восемнадцать из них были еще в период описания в Архангельске выделены как отдельное собрание Николо-Корельского монастыря, а три отнесены к фонду «Древлехранилище», хотя отмечены в описании И.М. Сибирцева как Синодики Николо-Корельского монастыря. Из этих 22 рукописей одна относится к XVI в., две – к XIX в., остальные – к XVII – XVIII вв. В собрании Николо-Корельского монастыря до нас дошли: Деяния святых апостолов и Соборные послания, Каноник, Выписки из книг Ветхого и Нового Завета, Службы и жития святых Зосимы, Сборник поучительных и богослужебных статей, Канон Успению Пресвятой Богородицы, Служба Пресвятой богородице Толгской и другие рукописи. К сожалению, этих материалов недостаточно для проведения реконструкции библиотеки. Мною был начат просмотр описей документов, хранящихся в РГАДА
[7]. Были выявлены шифры документов, необходимых для исследования, некоторые документы были изучены. В будущем планируется продолжить эту работу.
Одним из источников по истории формирования библиотеки являются
приходо-расходные книги. В рукописи БАН
Николо-Корельский монастырь 13 есть упоминание об уплате 11 рублей за переплет церковных книг (1837 г.)
[8]. В этой же рукописи встречаем записи о покупке книг, датируемые тридцатыми годами XVIII в. Например: в 1733 г. «куплена книга апостол московской печати в десть города Архангельска у спаского пономаря Матфея Макарова дано два рубля восемь алтын две деньги», а в 1734 г. – «две книги евангелия вседневные московской печати новоисправные, дестовые … у священника Климента Аникеева сына» за 5 рублей
[9].
Источником для изучения истории библиотеки монастыря являются также
описи монастырского имущества. Их основной массив находится в РГАДА. Описание рукописей в описях могли быть как краткими – например, «Евангелие толковое» – так и пространными – с описанием размера, типа почерка, украшений переплета. С их помощью можно отождествить ту или иную рукопись, но следует учитывать, что описание могло быть неточным. В РГАДА хранится рукописная книга, в которой на листах 125-207 об. находится «Опись Николаевского-Корельского монастыря, святых церквей в нем находящихся, церковной утвари, ризницы, книг и всего имущества» 1799 г.
[10]. Она содержит описание печатных и рукописных книг монастырской библиотеки. Одну из записанных рукописей «О устроении первой архимандрии Николо-Корельского монастыря» можно соотнести с рукописью
Николо-Корельский монастырь 13, которая озаглавлена «Книга о устроении первой архимандритии в сей святителя и Чудотворца Николая обители, именуемой Корельская», 1709 г. Хотя в описи РГАДА тип письма рукописи указан как «устав», а в описи БАН как «полуустав», однако из-за отсутствия возможности точно сопоставить термины XVIII и нач. XX веков мы не можем быть уверены, что речь идет о разных почерках.
Еще один важный источник -
вкладные книги. В рукописях, хранящихся в БАН можно найти лишь некоторые сведения о вкладах. В «Книге об устроении архимандрии..» под 1740 г. говорится: «Дана книга шестоднев … в монастырскую казну для поминовения Антониева-Сийского монастыря: по иеромонахе казначее Иосифе»
[11]; в «Памятной книге» монастыря под 1831 г. значится: «евангелие ветхое – обложено малиновым бархатом – евангелисты и на обороте оклады сребренные под золотом»
[12].
Краткость монастырских описей, вкладных и приходо-расходных книг затрудняет сопоставление их с конкретными рукописями. Определить принадлежность рукописи к собранию можно лишь при сопоставлении ее с другими рукописными книгами, имеющими точные признаки принадлежности, например, вкладные записи. Для этого необходимо постепенное накопление сопоставительного материала: образцов почерков монастырских писцов, набора специфических элементов декора тиснения переплета, репертуар водяных знаков бумаги, используемой в скриптории. Л.Б.Беловой, при сопоставлении переплетов рукописей Архангельского собрания, было выяснено, что рукопись Арх. Д. 522 (Сборник поучительных слов и сказаний) принадлежала ранее Библиотеке Николо-Корельского монастыря, хотя имеет позднюю запись принадлежности монастырю Антоний-Сийскому. Запись о принадлежности Николо-Корельскому монастырю частично повреждена – название его вырезано. Выявление принадлежности рукописи к монастырской библиотеке требует высокой степени квалификации.
Изучение вышеперечисленных источников позволит выяснить соотношение количества рукописных и печатных книг, находившихся в библиотеке Николо-Корельского монастыря, проанализировать репертуар памятников, рассмотреть пути формирования библиотеки в XVIII – XIX вв. и сравнить полученные результаты с данными XVI – XVII вв. Важной составляющей исследования должна стать атрибуция наибольшего числа рукописей и печатных книг, принадлежащих монастырю. Работа находится на начальном этапе и предполагает дальнейшее исследование библиотеки Николо-Корельского монастыря, как одного из значимых книжных собраний Русского севера.
[1] Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI – XVII вв. Л., 1977.
[2] Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки… С. 32
[3] Титов А. Летопись Двинская. М., 1859.
[4] Макарий. Историко-статистическое описание Николаевского Корельского третьеклассного монастыря // ЧОИДР, кН. 1, М., 1878. С. 1.
[5] Толстой М.В. Книга, глаголемая Описание о российских святых. – ЧОИДР, кн. 4, отд. 2. М., 1887. С. 158-159.
[6] РГАДА: путеводитель в 4-х тт. Т. 3, ч. 2. / Сост. Эскин Ю.М., Бабич М.В., Тимошина Л.А. М., 1997. С. 771.
[7] ф. 1389 Николо-Корельский монастырь, ф. 1196 Антониево-Сийский монастырь и др.
[8] Ник.-Кор. 13. «Книга о устроении первой архимандритии в Николаевском Корельском монастыре и о пожертвованиях в монастырь» за 1709 - 1744 гг . Л. 94 об.
[9] Ник.-Кор. 13. Л. 59 об.
[10] Ф. 1196, оп. 1, № 1308.
[11] Ник.-Кор. 13. Л. 66 об.