Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

Контакты

199034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 4.
Тел. (812) 328-12-74

e-mail: odrl@mail.ru

http://odrl.pushkinskijdom.ru/
http://www.pushkinskijdom.ru/

Соловецкий монастырь в древнерусской книжности

Программа 

Научная конференция «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV–XVII вв.» была организована Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) РАН, Соловецким музеем-заповедником и Соловецким монастырем при поддержке Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

На обложке программы в числе логотипов организаторов конференции изображен книжный знак Отдела древнерусской литературы, придуманный Г. М. Прохоровым четверть века тому назад, когда Отдел еще назывался Сектором. Трудно не заметить сходство этого знака с экслибрисом соловецкого священноинока Досифея, хотя в основе его, бесспорно, лежит монограмма Иисуса Христа. Большинство участников конференции являются сотрудниками Отдела древнерусской литературы, учениками «школы Д. С. Лихачева», ведущим принципом которой является исследование памятников литературы Древней Руси на основе всестороннего изучение всех рукописей, в составе которых они дошли. Поэтому столь важное внимание в «школе Д. С. Лихачева» уделяется изучению древних рукописей – и в особенности собрания рукописей Соловецкого монастыря, основная часть которого хранится в Российской Национальной Библиотеке.

Доклады, прочитанные на конференции, посвящены исследованию целого ряда древнейших рукописей Соловецкой библиотеки – тех, которые держали в руках преподобные Зосима и Герман; к созданию которых были причастны новгородский архиепископ Геннадий и соловецкий игумен Досифей; и тех уникальных «авторских» сборников (Ермолая-Еразма, Сергия Шелонина, священноинока Геронтия, инока Епифания), в которых созданные ими произведения сохранились в том виде, в каком они вышли из-под пера автора.

Отдельные доклады посвящались келейным монашеским сборникам, в которых безвестные соловецкие иноки искали духовного поучения. Особый интерес представляют темы, связанные с изучением житий соловецких святых: «лицевых» житий Зосимы и Савватия, жития и службы митрополиту Филиппу. Большое внимание в докладах было уделено исследованию литературных памятников, созданных иноками Соловецкого монастыря.

6 сентября, вторник

 Н. Э. Юферева (Санкт-Петербург)
Соловецкие преподобные в миниатюрах лицевых житий Зосимы и Савватия конца XVI – начала XVII вв.

 Н. В. Понырко (Санкт-Петербург)
«Герван» или «Герман»? (Об одной рукописи, принадлежавшей соловецкому игумену Досифею)

 В. А. Ромодановская (Санкт-Петербург)
Толковый Апокалипсис из Соловецкой библиотеки, вклад священноинока Досифея

 А. Г. Бобров (Санкт-Петербург)
Соловецкие «четьи» сборники конца XV в.

 В. А. Буров (Москва)
«Устав о монастырском платье 1553 г.» как исторический источник

 И. А. Лобакова (Санкт-Петербург)
Рукописные источники о митрополите Филиппе и их интерпретация в современных исследованиях

 А. В. Смирнова (Санкт-Петербург)
Первоначальная редакция службы митрополиту Филиппу

 Т. Р. Руди (Санкт-Петербург)
О первом авторском сборнике Ермолая-Еразма из библиотеки Соловецкого монастыря

7 сентября, среда

 Г. М. Прохоров (Санкт-Петербург)
Келейная исихастская литература в Соловецком монастыре с XV по XVII в.

 С. А. Семячко (Санкт-Петербург)
Сборник «Старчество» в Соловецком монастыре

 Т. Б. Карбасова (Санкт-Петербург)
Жития и Службы Зосиме и Савватию Соловецким как образец для памятников агиографии, посвященных Кириллу Новоезерскому

 Л. В. Соколова (Санкт-Петербург)
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника в соловецкой книжности (к вопросу о жанре памятника)

 О. С. Сапожникова (Санкт-Петербург)
«Азбуковник» Сергия Шелонина и идеология Соловецкого восстания

 О. В. Панченко (Санкт-Петербург)
Сергий Шелонин как историограф

 Е. В. Крушельницкая (Санкт-Петербург)
История Соловецкой библиотеки в XVII веке: первый в России опыт алфавитной расстановки книг

 8 сентября, четверг

 Е. М. Юхименко (Москва)
Старообрядческая история Соловков

 Н. Ю. Бубнов (Санкт-Петербург)
Соловецкое «Сказание о новых книгах»

 А. Накадзава (Япония)
Легендарное «Рукописание шведского короля Магнуса» в составе «Никаноровского» сборника.

 В. П. Бударагин (Санкт-Петербург)
Автографы инока Епифания Соловецкого в Древлехранилище Пушкинского Дома

 В. И. Охотникова (Псков)
Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит Соловецкий, Хутынский и Тихвинский

 О. А. Белоброва (Санкт-Петербург)
О западноевропейских гравюрах в книжно-рукописном собрании Соловецкого монастыря

 Н. В. Савельева (Санкт-Петербург)
Заметки о московско-соловецких культурных связях Петровского времени

 Г. В. Маркелов (Санкт-Петербург)
Соловецкие святые по иконописным подлинникам

 Стендовые доклады

Е. Г. Водолазкин (Санкт-Петербург)
Из истории поздней русской хронографии. Соловецкий хронограф

 А. В. Пигин (Петрозаводск)
«Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого» и средневековая литература видений

 Е. А. Рыжова (Сыктывкар)
Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Русского Севера

 А. В. Сиренов (Санкт-Петербург)
«Степенная книга» в Соловецком монастыре

 В. П. Столяров (Москва)
«Соловецкий цветник» митрополита Мануила (Лемешевского) и «Лавсаик» архимандрита Вениамина (Кононова)

 И. В. Федорова (Санкт-Петербург)
Сборники путешествий XVII–XVIII вв. в библиотеке Соловецкого монастыря

 М. А. Федотова (Санкт-Петербург)
Послание святителя Димитрия Ростовского соловецкому архимандриту Фирсу

 С. А. Фомичев (Санкт-Петербург)
Соловецкие блики в биографии Пушкина